Александр Тиханский

военно-политический аналитик (Республика Беларусь)

Как это было

Все это прошло и через мою семью… В семидесятых годах прошлого века мой отец служил в Поставах (Витебская область). Мы жили на улице Советской, а рядом была улица 17 Сентября (Верасня). Мы с детства знали, что означает эта дата. Уже в 2019 году в Брестской крепости прошла научная конференция, посвященная 80-летию объединения Восточной и Западной Беларуси. Там было 30 политологов из Беларуси и России. Мы тогда пришли к единому мнению: этот праздник должен стать государственным. Что и случилось… Как это было?

17 сентября 1939 года Красная армия вступила на территорию распавшейся под ударами вермахта Польши, чтобы взять под защиту от немцев население Западной Украины и Западной Беларуси.

Трудно описать подъем, с которым народ в Западной Беларуси встретил приход Красной армии. Население деревень, сел и городов поголовно выходит на улицы. Польские правительственные флаги сорваны. Вместо них вывешиваются красные флаги. Поэт Константин Симонов вспоминал период Польского похода следующим образом: «Надо представить себе атмосферу предыдущих лет, десятилетия напряженных отношений с Польшей, “осадничество”, переселение польского кулачества в так называемые польские кресы, попытки полонизации украинского и в особенности белорусского населения, белогвардейские банды, действовавшие с территории Польши в двадцатые годы... процессы белорусских коммунистов».

Воссоединение Западной Белоруссии с БССР и СССР и Западной Украины – с УССР и СССР имело поистине историческое значение. В результате освободительного похода Красной армии белорусский и украинский народы были спасены от геноцида со стороны панской Польши.

В этой связи правомерно напомнить слова министра внутренних дел Польши Б. Перацкого, который на вопрос американской журналистки о карательных акциях, проводимых на территории Западной Беларуси и Западной Украины, цинично ответил: «Дайте нам еще десять лет, и вы с фонарем среди бела дня не найдете ни одного украинца и ни одного белоруса». Юзеф Пилсудский, выступая 1 февраля 1920 года в Вильно, недвусмысленно пообещал, что никаких политических уступок «в пользу белорусской фикции» делать не собирается. И это своё обещание руководитель Второй Речи Посполитой сдержал. Белорусский историк Кирилл Шевченко напомнил нам, белорусам, о том, что лидер польской национальной демократии Роман Дмовский «в одной из своих работ ещё в начале ХХ века откровенно отзывался о белорусах, литовцах и украинцах как “о поляках низшего сорта”, неспособных к собственной государственности. Отрицание Варшавой какого-либо права белорусов на собственную государственность или даже на автономию логично вытекало из общего восприятия белорусов польским общественным мнением как “этнографического материала”, который следовало проглотить и переварить».

Откровенно нарушая международные обязательства и гарантии в отношении прав национальных меньшинств, закрепленные в том числе и условиями Рижского мирного договора 1921 года, польские власти взяли курс на усмирение и ополячивание славянских национальных меньшинств, «поглощение» их польским этническим элементом. Уже в первой половине 1920-х годов польский министр просвещения С. Грабский довольно откровенно заявлял о том, что «граница политическая должна стать границей этнической», имея в виду границу, проведенную в соответствии с Рижским миром и «по живому» разделившую территорию Беларуси.

Военная операция была в целом завершена к 29 сентября. В результате под контроль СССР перешла территория площадью 196 тыс. км² (50,4% территории Польши) с населением около 13 млн человек, практически полностью находящаяся в границах «линии Керзона», рекомендованной в 1918 году Антантой в качестве восточной границы Польши. Территория Виленского края вместе с Вильно была передана Литве согласно «Договору о передаче Литовской Республике города Вильно и Виленской области и о взаимопомощи между Советским Союзом и Литвой», подписанному 10 октября 1939 года.

Таким образом, перед началом войны между Германией и СССР войска РККА были выдвинуты на позиции, удалённые на 200–300 км от оборудованных для обороны, с низкой пропускной способностью сети транспортных коммуникаций и отсутствием необходимой военной инфраструктуры (аэродромы, топливохранилища, склады), отвечающей условиям современной для того периода войны. То есть задача максимально отодвинуть на запад линию фронта предстоящей войны была выполнена.

Приход Красной армии большинство белорусов восприняли позитивно. Ее встречали как избавительницу от национального гнета – с цветами и хлебом-солью, триумфальными арками с красными флагами. В городах и деревнях проходили многолюдные митинги, на которых рабочие и крестьяне приветствовали освободителей. В некоторых местах создали военно-революционные комитеты. Они организовывали отряды рабочей милиции, которые разоружали полицейских и осадников, брали под охрану предприятия. В Гродненском и Пинском поветах подразделения Красной армии получили поддержку созданных местным населением партизанских отрядов. Основная масса жителей Западной Беларуси восприняла события 1939 года как акт восстановления исторической справедливости.

Отметим, что уже 2 ноября 1939 года 5-я внеочередная сессия Верховного Совета СССР и 12-15 ноября внеочередные сессии Верховных Советов УССР и БССР удовлетворили просьбу Народных собраний Западной Украины и Западной Беларуси. Освобожденные районы были приняты в состав СССР и воссоединены с Украинской и Белорусской советскими республиками. Этими актами был окончательно решен вопрос об исторических судьбах западных украинцев и белорусов.

Экономические реформы позволили довести государственный бюджет западных областей БССР в 1940?м до 730 млн руб. Интенсивно развертывалось промышленное строительство. Преобразовывались и расширялись старые производства и вводились в строй новые. Только за десять месяцев 1940?го в западных областях БССР запустили 105 предприятий, а к началу 1941 года работало уже 392 промышленных предприятия.

В Гродно и Столине были созданы крупные мебельные фабрики – в 1940?м 43% в сфере деревообработки приходилось на западные области БССР. В Барановичской области появилось 39 новых предприятий, производящих товары широкого потребления, реконструировали велозавод и табачную фабрику в Гродно, Лидский завод сельскохозяйственных машин и др.

Большая работа проводилась по объединению мелких предприятий в более крупные. РСФСР и другие советские республики присылали для западных областей современное оборудование, станки, машины. На предприятиях Западной Беларуси был установлен восьмичасовой рабочий день.

Крупные преобразования произошли и в сельском хозяйстве. На территории Западной Беларуси ликвидировали помещичье и церковное землевладение. Конфискованные земли передавались в первую очередь безземельным и малоземельным крестьянам.

Пристальное внимание уделялось и социальной сфере. В первую очередь было обеспечено бесплатное медицинское обслуживание. По бюджету 1940 года на здравоохранение в западнобелорусских областях было ассигновано 110 млн руб. Для оказания практической помощи в налаживании медицинского обслуживания населения из РСФСР и восточных районов БССР в западнобелорусские области направлялись врачи и средний медицинский персонал.

Абсолютно правомерно, что отныне 17 сентября – начало освободительного похода Красной армии – отмечается в Республике Беларусь как государственный праздник. Во время Большого разговора 9 августа 2021 года Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко отметил: «Если бы не было 17 сентября 1939 года, не было бы нашей страны».

Фото из открытых источников

*Позиция редакции может не совпадать с мнением автора.

 


При использовании материалов np-agni.ru указание источника и размещение активной ссылки на публикацию обязательны.

 

Читайте также


Поделиться:
Республика Беларусь 17 сентября День народного единства

Контакты

ВКонтакте

Facebook

Instagram